Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 5 мая 2012 г.

Дневник. 05.05.2012

     Спасибо всем меня поздравившим в Скайпе, однако повторюсь: официально мой день рождения справляется, как это написано в паспорте, 9 июня.

     Как извинение перед меня поздравившим, предлагаю отрывок из третьей главы книги Дарвина Ортиза "Сильные фокусы", которую сейчас перевожу.

     В качестве пролога хочу указать на одну вещь, которую у меня часто спрашивают. Несколько лет назад вышел фильм "Престиж". В нем утверждалось, что фокус состоит из трех частей: наживки, превращения и престижа. И меня не перестают спрашивать "А правда, что престиж это составляющая фокуса?" Друзья мои. У английского слова "ptestige" существует несколько русских эквивалентов из которых слово "престиж" не самое популярное. Если вы подставите вместо него слово "авторитет", то смысл будет гораздо ближе к сказанному в кинофильме.

     Здесь я привожу отрывок, который в оригинале назывался именно "Prestige". Но, попробуйте использовать слово "престиж" вместо применяемого мной слова "авторитет" и вы сами все поймете.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Авторитет
(Darwin Ortiz, "Strong Magic")
     В детстве я любил читать “Басни Эзопа”. Повзрослев я продолжаю находить их достаточно мудрыми, чтобы предложить здесь. Возьмём, для примера, басню “Фигляр и крестьянин”. Она достаточно коротка, чтобы привести её полностью (из книги “Басни Эзопа” под редакцией Джозефа Джекобса):
Однажды в деревне, на ярмарке, выступил фигляр, который заставил людей смеяться, имитируя крики различных животных. Он закончил выступление визжанием как свинья, и сделал это так, что зрители подумали, что у него где-то спрятан поросёнок. Но крестьянин, который стоял и смотрел в стороне, сказал: “Разве это визг свиньи? Ничего подобного. Дайте мне время до завтра и я вам покажу, что это такое визг свиньи.” Зрители посмеялись, но на следующий день, уверенный в себе крестьянин появился на сцене и опустив голову завизжал так ужасно, что зрители засвистели и начали бросать в него камни, требуя остановиться. “Вы глупцы”!– закричал он,– “Посмотрите, что вы освистали”, и поднял над собой небольшого поросёнка, которого щипал за ухо, заставляя громко визжать.
     Эзоп выводит в этой басне следующую мораль: “Люди часто аплодируют имитации, и освистывают реальные вещи”. Любой, кто знаком с миром искусства или шоу бизнесом, согласен с истинностью данного утверждения. Однако, для фокусника, история предоставляет более важную мораль: реакция зрителей во многом определяется авторитетом исполнителя. Фигляр был профессиональным подражателем голосов животных, так что люди ожидали, что он будет хорош. Когда он выступал они были под впечатлением. Они не ожидали, что крестьянин окажется мастером имитации животных, так что он их не впечатлил, даже когда произвел настоящий звук.

     Мой друг Боб Эллиотт однажды испытал в реальной жизни ситуацию аналогичную выше приведённой басни. Как то вечером он сидел в заполненном баре и, вместе с другими постоянными покупателями, смотрел по телевизору шоу “Сегодня вечером”. Одним из гостей передачи был Ури Геллер. Он взял и погнул несколько ключей с помощью своих “экстрасенсорных способностей”. Всех присутствующих в баре это поразоило.

     Тогда Боб сказал: “Я могу тоже самое”. Когда его попросили, он доказал свое заявление согнув пару ключей с использованием абсолютно того же способа, который использовал Геллер. Но парни из бара совершенно не удивились. “Ты просто согнул их когда мы не смотрели”,– сказали они. Не имело никакого значения, если бы Боб в действительности использовал эксрасенсорные способности вместо тех уловок, которые применял Геллер. Посетители бара просто не хотели верить, что какой-то парень в баре может делать то, что всемирно известный, проверенный учёными экстрасенс, демонстрирует по национальному телевидению. Весь авторитет был только у Геллера, и ничего не было у Боба.

     Как-то раз я стал свидетелем этого феномена во время конвенции фокусников. В два часа ночи несколько человек пошли в ресторан быстрого питания Денни. Один из этой компании, первоклассный фокусник, уговорил официантку посмотреть фокус. Это было настоящее чудо манипуляции в котором резиновый мячик проходил сквозь дно стакана, который он у неё позаимствовал. Она посмотрела на него скептически и сказала: “Покажите ещё раз”. (Как это уже обсуждалось, это был не комплимент. Это всего лишь вариант фразы зрителя: “Единственная причина по которой вы меня смогли обмануть, это потому что я просто не следил за вашими движениями.”) Он показал фокус снова. Она нахмурилась и произнесла: “Вы как-то бросили его в стакан.” Конец дискуссии.